Иваново-пресс. 10 дек. 2002.
Конечно, дело прошлое - но когда я впервые увидел утвержденный герб города Иванова, то, признаться,
был несколько удивлен: кто его составлял и утверждал? Были ли среди них историки?
Пафоса в гербе, конечно, хватает. Молодая пряха грациозна, как древнегреческая богиня.
И что приятно: представляете, во всех домах по всей старой России такие вот богини! Пряли-то ведь в России
повсеместно, а не только в одном Иванове. С тем же успехом можно было на ивановском гербе изобразить женщину
со скалкой или с мочалкой. А уж если говорить о традиционной выработке ткани (чем в основном и славится Ивановский край),
а не ниток (чем занимается пряха на гербе), то ее в старину профессионально, на продажу, производили в основном ткачи-мужчины.
Опять-таки на продажу, в массовом масштабе, льняное полотно в нашей Ивановской области стали вырабатывать впервые не в
центральном, а в поволжском районе, то есть не в Иванове и не в Шуе, а в Кинешме, Плесе, Юрьевце и соседних с ними
селах и деревнях. Как свидетельствуют документы еще XYII века, собираемые на Волге московскими торговыми агентами
полотна расходились по всей России и за ее пределы, от Приуралья до Западной Европы.
Это к вопросу об ивановских "трудовых традициях".
Но вернемся к гербу с пряхой и вглядимся в изображение. Прежде всего вызывает недоумение то, что женщина сидит за работой…
в праздничном костюме. Да еще в каком праздничном: в красном сарафане! А это, дорогие мои, ни много, ни мало,
свадебный наряд! Помните песню: "Ты не шей мне, матушка, красный сарафан"? То есть замуж не выдавай...
Очень, выходит, серьезное событие происходит в жизни девушки! Точнее, уже не девушки, а женщины, поскольку на
голову ей составители герба водрузили не девичий венчик, а кокошник. Значит, здесь речь идет о втором дне свадьбы.
Но ивановской пряхе, как видим, не до праздника: ее распирает трудовой энтузиазм.
И вот представляете, на второй день свадьбы просыпается муж на брачном ложе, а суженая его уже за прялкой, и в
свадебном наряде, и работу изображает. Я не оговорился: именно изображает, потому что, судя по гербу,
пользоваться прялкой она не умеет. Там, у прялки, под колесом педаль есть, на которую нужно ногой нажимать.
В.И Даль подсказывает: "одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, обращает колесо".
Но энтузиастка этого не знает, а потому прялку она поставила не перед собой, а куда-то почти за спину,
и педаль развернула в обратную сторону. Тут ногу как угодно выворачивай, а до педали не достанешь.
Не правда ли, есть в этой "работе" что-то до боли узнаваемое?
Не знаю, как Вам, а мне пряху, болезную, жалко: что-то, видимо, сдвинулось в ее
сознании на почве трудового энтузиазма. Возможно, она пала жертвой гениальной задумки составителей,
прославляющих ивановские трудовые традиции. Но наш новобрачный-то в чем не виноват - за что ему подсунули такую жену?
А бедные ивановцы? За что им такой герб? Прав коллега А.А. Корников: настолько оригинальный герб, что еще поискать…
Ну, разумеется, составители хотели, как лучше, и с этим никто не спорит.
Даже историки, которых не спросили. А получился, как всегда, простой ивановский диагноз:
"Культур-мультур у нас такой" (как в известном анекдоте). Ничего не поделаешь. Традиция.
|
|
Для справки
|