TRAVKIN-
MUSEUM.RU

Мы строим частные музеи!

ГЛАВНАЯ ПЛЁС МУЗЕЙ-УСАДЬБА ЦЕНЫ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ
Главная  Написать письмо  Карта сайта  Обратная связь 

МЫ СТРОИМ ЧАСТНЫЕ МУЗЕИ!

В нашем музее

Однажды Министерство культуры отвесило мне комплимент. Случилось это на совещании, где ругали частные музеи. Судя по статье в "Новых известиях", федеральная чиновница Т. Полякова весьма сурово высказывалась по поводу музеев "иных", не казённых. Цитирую часть статьи. book

"Музеем сегодня можно назвать что угодно. И антикварную лавку, и мастерскую художника, и просто комнату с собранием спичечных коробок, - говорит ведущий специалист отдела музеев Федерального агентства по культуре Тамара Полякова. - Но это не значит, что мы имеем дело с настоящим музеем. Главное условие для его создания - коллекция, которую высоко оценивают эксперты и которая регистрируется в государственном Музейном фонде". Иными словами, когда историк и археолог Павел Травкин в городе Плёсе на Волге, где останавливаются круизные корабли, открывает музей "Русская изба" и показывает группам, как в древности мололи муку, рядили снасти и ткали ковры, его нельзя считать "работником культурным". Он, по мысли министерских сотрудников, обычный бизнесмен, примазавшийся к музейному делу. Между тем его Изба пользуется даже большей популярностью, чем сверкающий мрамором Музей пейзажа (филиал Музея Левитана) с парой довольно слабых полотен. На волне успеха Павел Травкин с соратниками готовится "запустить" ещё и Музей первобытного рыболовства, в котором зримо покажет, как человек эпохи неолита добывал себе пропитание на Волге".

С. Соловьёв. Частная лавочка. //Новые известия. 09.06.06.

Музей первобытного рыболовства - уже "запустил". И правильно, что чиновница испугалась. Мы, "частники", федеральных денег не транжирим, но наши музеи, как правило, получаются лучше, интереснее. И должны получаться, иначе к нам посетители ходить не будут.

Конечно, по поводу научной достоверности, по поводу качества информации для туристов к некоторым частным музеям могут возникнуть вопросы - тут всё зависит от организатора, насколько он профессионален. Но ведь ровно те же вопросы можно адресовать и музеям государственным (а уж тем более создателям иных клюквенных историко-культурных программ на государственном телеканале "Культура"). Вот "ведущие специалисты", отвечающие за серость "гославочек", и ругаются с испугу - вместо того, чтобы перенимать чужой опыт.

Да чужой ли? Частный бизнес государство поддерживает, а частную инициативу в области культуры - только немногие умные руководители на местах. Но почему-то не Министерство культуры. Ну, как говорится, "культур-мультур у нас такой…"

Госпожа Полякова!

Счёт моим посетителям перевалил за сотню тысяч, и желающих приехать всё больше. И это из-за того, что я не обманываю их надежд. Вот и Вы, прежде чем хаять огульно, приехали бы посмотреть на частный опыт (иначе какой же Вы "ведущий"?). У меня Вы увидите только копии древностей (оригиналы благополучно гниют без реставрации во вверенных Вам государственных фондах). Но и с помощью копий я расскажу и покажу Вам то, чего не знают все "ведущие" Вашего министерства и все сотрудники государственных музеев. Даже то, что и в учебники ещё не попало. Потому что в основе Музея древнерусской семьи, например, лежит 25-летний труд по исследованию жизни семей конкретного провинциального города Древней Руси, города Плёса. Тема узкая, но я её знаю лучше всех вас, вместе взятых.

Частные музеи не могут считаться хуже государственных из-за того лишь, что они частные. В государственных-де всё создают специалисты, а потому делают профессионально… Уже нет. Стараниями государства (или всяких высокопоставленных шоуменов от культуры, его олицетворяющих) настоящих специалистов из музеев давно выдавили. Сколько их осталось? И насколько действительно специалисты те, оставшиеся? Если специалисты, так почему же, сидя на гниющих богатствах, они не делают таких интересных экспозиций, как частники (порой практически из ничего)? Значит, не умеют. А кичиться коллекциями, "которые высоко оценивают специалисты"… Кстати, о каких коллекциях идёт речь: о тех, которые гибнут без реставрации или о тех, которые разворовываются? Или это одно и то же? И Вы, как "ведущий специалист", конечно, за это не отвечаете?

Я, кстати говоря, работал когда-то в государственном музее, и создавал "государственные" экспозиции (говорят, неплохие). И Музей древнерусской семьи предлагал создать - но ивановским областным чиновникам он показался ненужным. Пришлось делать без них. И в качестве "частной лавочки" только в предыдущем, 2007 году его посетили 22 тысячи человек...

…Так вот, музей - это не госбанк для хранения культурных ценностей. Он обязан делать всё для того, чтобы культурные ценности работали на благо России, на повышение культуры россиян. Не для этого ли и вас, "ведущих специалистов", государство содержит? Музеи - это познавательные и воспитательные центры. А что касается коллекций, то не на оригиналах, а на копиях был задуман моим земляком, И. Цветаевым, славный ныне Музей изобразительных искусств (почему-то имени Пушкина). Так значит, дело не в том, государственный музей или частный, и дело не в коллекциях, а в том, насколько музей полезный, насколько он профессиональный.

Я мог бы пройтись по государственным историческим музеям и указать на неправильную атрибуцию древних предметов, на какие-то другие огрехи. Есть такое и в государственных "лавочках" (и даже больших "лавках", в районе Красной площади).

Прав С. Соловьёв из "Новых известий": музеи всякие нужны. Тем более сейчас, когда в России настоящий музейный бум. Ведь это прекрасно, что бум музейный, а не криминальный! Наша богатейшая российская культура и история наконец-то становятся по-настоящему востребована. Страна возрождается, частных музеев становится всё больше. И пусть их будет больше!

И хоть чиновница Полякова не считает меня "работником культурным" (это ещё посмотреть, кто из нас для культуры больше сделал)

- я готов и дальше участвовать в создании новых частных музеев -

C той тематикой, разумеется, в которой, как историк, компетентен. Посоветую, помогу на практике, наконец, сам сделаю для кого-то домашний (или корпоративный, например, для клуба рыболовов) музей, если найдутся желающие таковым обзавестись.

У нас в России ещё бездна "немузеефицированных" исторических тем. То, что российскую промышленность, по сути дела, создали старообрядцы - это ли не тема? То, что до пресловутой Киевской Руси существовала Русь докиевская, а в дальнейшем "внекиевская", и не на славянской культурной основе…

А упомянутый музей рыболовства (который может ещё расширяться и даже тиражироваться) - не поднимает ли он темы "запрещённой культуры"? А история традиционной охоты, дома, костюма, посуды и орудий труда… "Семьдесят веков русского горшка"! Нужен такой музей? Так почему бы и не сделать... Обращайтесь, поможем.

Древняя история религии или транспорта, отдельные исторические события, история славных российских родов… Да хоть история любой семьи, которая не потеряла свои древние корни! Представляете: Ваши внуки и правнуки получат возможность побывать у корней своего родового древа, "пожить" с далекими предками в их исторической и семейной атмосфере. Вы можете оставить детям и внукам "живой" музей своей семьи, рода. Всё это возможно. Всё это прекрасно! Всё это наша русская история и культура.

И да здравствуют частные музеи!

Для справки


Подвеска













Copyright © http://www.travkin-museum.ru
All rights reserved

travkin-museum@mail.ru